Философия и Технология ремонта
Вящущие строительные материалы |
Pазное - Стройматериалы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вяжущие материалы являются основой любого строительства и ремонта. В данной статье рассмотрены основные типы современных вяжущих материалов и их применение.
Известковые вяжущие (ГОСТ 9179—77*). Строительная известь получается путем обжига кальциево-магниевых горных пород: мела, известняка, доломитизированных и мергалистых левеетняков. Воздушная известь делится на негашеную (комовую и молотую) и гидратную (пушонку и тесто).
Технические требования, предъявляемые к извести
Строительную известь применяют как в чистом виде, так и в сочетании с цементом для приготовления кладочных и штукатурных растворов. Известь используют также для производства силикатного кирпича и строительных деталей, изготовленных автоклавным способом (силикатных блоков, панелей и пр.), ячеистых силикатных материалов.
Гипсовые вяжущие (ГВ). Гипс — быстротвердеющее и быстро-схватывающееся воздушное вяжущее. Гипсовые вяжущие вещества подразделяются на строительный и высокопрочный гипс и ангидритовое вяжущее. Строительный гипс (ГОСТ 125—79**) получают термической обработкой природного гипса. Марки гипсового вяжущего Г-2 - Г-29 различают в зависимости от предела прочности на сжатие 2—25 МПа и на изгиб 1.2—8 МП*. В зависимости от сроков схватывания ГВ различают по индексам. Высокопрочный гипс получают при термической обработке двуводного гипса, насыщенного паром под давлением. По пределу прочности на сжатие высокопрочный гипс имеет марки 200. 250. 300. 350. 400. 450 и 500. Ангидритовые вяжущие вещества получают обжигом двуводного гипса и последующим измельчением с добавками катализаторами твердения (известью, доменным огранулированным шлаком, обожженным доломитом и т. д.). Фосфогипс — гипсовое вяжущее из гипсосодержаших отходов сернокислотного производства. Гипсоцементно-пуццолановое гидравлическое-вяжущее (ГЦПВ) получают смешиванием полуводного гипса, портландцемента и активной кремнеземной добавки (диатомит, трепел и др.). Для замедления схватывания ГВ применяют: известь (3—5 мин), клен животный (10—40 мин), кератиновый замедлитель (20—50 мин) и др. Строительный гипс используют для штукатурных работ и для изготовления строительных детален и изделий: гипсобетонных перегородочных панелей (ГОСТ 0574—80). гипсобетонных панелей основании пол л. листов гнпсокартонных (ГОСТ 6266—89), плит гипсовых для перегородок (ГОСТ 6428—83). сухих штукатурных смесей (СШС). декоративных и звукопоглощающих плит и пр. Цемент — гидравлическое вяжущее, состоящее в основном либо из молотого цементного клинкера (83—97%), либо смеси цементного клинкера (30—70%) и активных минеральных добавок (гранулированный шлак, пуццоланы и др.). Основную группу цементов (портландский и его разновидности) получают из клинкера, обожженного до спекания, глиноземистый цемент методом плавления или из клинкера, обожженного до сплав ленин, расширяющиеся цементы — как правило, от совместного помола глиноземистого или портландцемента с соответствующим и добавками и другими вяжущими. Цементы по прочности на сжатие при твердении подразделяют на высокопрочные — марок 550. 600 и выше, повышенной прочности марки 500, рядовые- марки 300 и низкомарочные — ниже марки 300. Все цементы применяются для получения бетонов и растворов в смеси с заполнителями. Портландцемент (ГОСТ 10178—85*) — гидравлическое вяжущее, получаемое совместно помолом клинкера и гипсового камня. Клинкер получают обжигом ю спекания сырьевой смеси материалов, содержащих известняк, кремнезем, глинозем и оксид железа, или естественных материалов того же состава, обеспечивающего преобладание в клинкере силикатов кальция. Портландцемент выпускают без добавок, с активными минеральными добавками в количестве до 15% от массы цемента. По минералогическому составу различают портландцементы алитовые преобладающим содержанием трехкальциевого силиката 3CaO-SiO2 (не более 50%) и железистые с наибольшим содержанием четырехкальциевого алюмоферрнта (4CaO-• AL2О3 (не более 5%). Алитовые цементы быстро твердеют и отличаются наибольшей прочностью. Портландцемент применяется для наземных, подземных и подводных конструкций, за исключением случаев, когда условия эксплуатации (агрессивные воды, жидкости, газы) могут приводить к разрушению бетона. Пластифицированный портландцемент получают введением в обычный портландцемент пластифицирующей поверхностно-активной добавки (концентраты сульфитно-спиртовой барды и др.), придающей растворам и бетонам на этом цементе повышенную подвижность, удобоукладываемость и морозостойкость. Гидрофобный портландцемент получают введением в портландцемент гндрофобизующей добавки (асидол, асидол-мылонафт, олеиновая кислота или окисленный петролатум), пони-' жающей гигроскопичность цемента при его хранении, повышающей подвижность, удобоукладываемость, морозостойкость и водонепроницаемость растворов и бетонов на этом цементе. Гидрофобный портландцемент применяется для светлых облицовок и штукатурок (с целью уменьшения запыляемости). гидроизоляционных штукатурок. Быстротвердеющий портландцемент (БТЦ) обладает интенсивным нарастанием прочности в начальный период твердения, при его помоле допускается введение не более 10% активных минеральных добавок. Шлакопортландцемент получают совместным помолом портландцементного клинкера гипсового камня и гранулированного шлака в количестве 30—60% от массы цемента. В быстро-твердеющем шлаковом портландцементе количество шлака составляет от 30 до 50%. Шлакопортландцемент твердеет в воде, на воздухе и отличается замедленным нарастанием прочности при пониженных температурах, быстрым нарастанием прочности при повышенных температурах, большей чувствительностью к преждевременному высыханию. Может применяться при повышенной температуре. Пуццолановый портландцемент получают в результате совместного помола портландцементного клинкера, гипсового камня и активной минеральной добавки. Минеральные добавки вулканического происхождения вводятся в количестве от 25 до 40%, осадочные породы — от 20 до 30%. Пуццолановый портландцемент твердеет в воде и во влажных условиях и по своим свойствам идентичен шлаковому. Белый портландцемент (ГОСТ 965—89) применяют для декоративно-отделочных работ; его гюлуч*аизт путем совместного тонкого измельчения белого маложелезистого клинкера, активной минеральной добавки и необходимого количества гипса. По степени белизны портландцемент делится на три сорта: высший с коэффициентом яркости по стеклу MC-14 не мене-БЦ-1 с коэффициентом яркости 76 и БЦ-П -с коэффициентом яркости 72. По прочности белый портландцемент делится на марки 300 400 и 500. Портландцемент цветной (ГОСТ 15825—80) получают со вместным помолом клинкера белого (или цветного) цемента со светощелочестойкими минеральными пигментами: с кремовым и красным оттенком - с охрой и железным суриком, коричневой цвета — с марганцевой рудой, синего — с ультрамарином и т. д Цветной портландцемент делится на марки 300. 400 и 500 и имеет разные цвета: желтый, розовый, красный, коричневый, зеленый, голубой и черный.
Гипсоглиноземистый расширяющийся цемент получают совместным помолом глиноземистого шлака с гипсом. Применяется для замоноличивания стыков, для гидроизоляции емкостей и т. п.
Битумные вяжущие представляют собой сложные смеси углеводородов и их неметаллических производных. Битумы бывают природными и искусственными (нефтяными). По назначению нефтяные битумы подразделяются на строительные, кровельные и дорожные. Строительные нефтяные битумы (ГОСТ 6617—76*). получаемые окислением остаточных продуктов прямой перегонки нефти и из смесей с асфальтами и экстрактами масляного производства, выпускают следующих марок: БН-50/50, БН-70/30, БН-90/10. Нефтяные кровельные битумы (ГОСТ 9548—74*). применяемые для производства кровельных материалов, выпускают трех марок: БНК-45/180 — пропиточный битум. БНК 40 и БНК-90/30 — покровные битумы. Нефтяные дорожные битумы (ГОСТ 22245—90) применяют в качестве вяжущего при устройстве дорожных покрытий. Они выпускаются следующих марок: БНД-200/300. БНД-130 200 БНД-90/130 и др. Температура размягчения строительных битумов не ниже 50—700C (в зависимости от марки), кровельных битумов — 40-93. дорожных битумов — 35—51 °С.
|